"Я не верю в тебя, доченька".

Высказывания родителей и значимых взрослых всегда ложатся на «благодатную почву» восприятия ребёнка. 

Хорошо, когда они несут в себе положительное содержание, наполнены любовью, похвалой, одобрением, поддержкой.

К сожалению, встречаются родители, позволяющие себе негативные высказывания в адрес ребёнка.  Даже не задумываясь,
 не желая этого и не осознавая, что их деструктивная критика может искалечить будущее ребёнка.

В таких семьях дети часто слышат: «у тебя ничего не получится», «ты не такой, как кто-то другой», «у тебя руки не от туда растут», «вот я в твоём возрасте», «ты занимаешься какой-то ерундой», «не высовывайся», «твоё дело маленькое, сиди и молчи».

Маленький ребёнок ещё не может прекословить родителю, не может его остановить, уйти, он верит ему. Такие высказывания быстро и глубоко запечатлевают в памяти, травмируя ребёнка.

Будучи уже взрослыми, таким людям сложно  себя найти в профессии и личной жизни. У них нет уверенности в своих возможных достижениях, успехе, самореализации.

Это люди с низкой самооценкой, сложностью предъявления себя миру, не уверенные, которым легче не сделать, чем опять пройти, как им уже знакомо, через обесценивание, критику, почувствовать свою никчёмность.




Случай из практики. Публикуется с согласия клиентки. Данные изменены.

Мария обратилась ко мне с запросом помочь разобраться, что происходит в её жизни, когда поняла, что сама она разобраться и что-то изменить, не может.

Сейчас ей 36, но жизнь не налаживается. Она устала от того, что все её планы и начинания почти всегда рушатся,  она чувствует себя неудачницей, уже запуталась и не знает, как жить.

Мария постоянно меняет место работы, когда понимает, что у неё не получается делать свою работу очень хорошо. Пробовала себя во многих профессиях, но не задерживается нигде.

С замужеством тоже не повезло, два развода, отношения с мужчинами не выстраивались. Они от неё уходили, хотя она готова была терпеть многое. 

У неё есть семья, её родители. Но отношения, как «на вулкане». Того и гляди «рванёт». Она старается им угодить, но ничего не получается.

Запрос: помочь разобраться, что происходит в жизни? Что я делаю не так? Помочь привнести положительные изменения в жизнь, стабильность, гармонию.


В ходе терапии, постепенно вырисовывается такая история.

Мария росла послушным ребёнком в интеллигентной семье. Родители воспитанные, культурные, одаренные люди, занимались наукой, физикой.

Часто дома звучала любимая родителями классическая музыка, собирались друзья родителей, обсуждались научные новинки.

Девочка очень любила своих маму и папу. Особенно маму. Для Маши мама была самой красивой, умной, понимающей, самой, самой.

В детстве Маше часто приходилось слышать от родителей: «не трогай, а то поломаешь», «не делай, всё равно у тебя не получится». Считалось, если не можешь сделать идеально, то лучше не делать вообще.

Она старалась угодить родителям, порадовать их, рисуя замечательные рисунки, выучивая наизусть длинные, не по возрасту сложные, стихи.

Но всегда слышала оценку родителей: «Хорошо. Но можно было лучше». 
Так было во всём, за что бы она не взялась.

Будучи семилетним ребёнком, она очаровалась пианино. И просила родителей отвести её в музыкальную школу. Но мама сказала, что тебе «медведь на ухо наступил», с таким слухом игра на пианино не удастся.

В пятом классе Мария загорелась танцами. Одноклассницы посещали танцевальный кружок и ей тоже очень этого хотелось. Но тут воспротивился папа. Он сказал, что легкомысленно заниматься этим.

А для занятий спортом девочка оказалась слабой и болезненной, по мнению родителей. Отмелись и шахматы. «Это не для тебя».

Мария училась очень хорошо. Но родителям всегда было не достаточно, всё же, не идеально ещё.

А вот классный руководитель, Елена Николаевна, учитель по русскому и литературе, замечала старания Маши, хвалила её и верила в её успех.

Когда она узнала, что родители настаивают, чтобы девочка стала физиком, вызвала маму, долго с ней беседовала, объясняя, что у Маши гуманитарный склад ума и ей надо поступать в соответствующий ВУЗ.

Мария, находилась в это время в классе и услышала слова мамы: «она всё равно не поступит».

Сейчас она вспоминает эту ситуацию и уже позволяет себе позлиться, а тогда она опустила голову и подумала: «я никчёмная».

Поступать в ВУЗ они с мамой, всё же поехали. И, конечно же, она не поступила. Не потому, что не знала. Откликнулась на просьбу и помогла соседке решить задание, затратила на это время. 
А сама не успела дописать своё.

Когда выяснилось, что она не набрала достаточно баллов, чтобы поступить в институт, мама со вздохом сказала, что она так и знала. Папа молчал, но от его взгляда девочке хотелось исчезнуть, «сквозь землю провалиться».

И начались трудовые будни. Маша работала уборщицей, затем санитаркой и готовилась к поступлению в институт на следующий год.

Но родители решили не тратить деньги на поступление в институт и пойти учится девочке в медицинское училище. Они видели теперь толк в том, что она сможет им делать уколы и прочие процедуры, заботиться о них профессионально. Ведь они уже не молоды, им уже по сорок.

Она поступила, обучилась, стала работать медицинской сестрой. Профессия ей не нравилась. Но она старалась, работала и отдавала зарплату родителям, так как они потратили много денег на неё, пока она росла. Теперь она должна им.


Я описала всего лишь часть печальной истории жизни одной молодой женщины.

Конечно же, терапия будет очень длительной. Многое нужно пройти, осознать, решить, изменить. 

Важно найти в себе силы и желание пойти по этому, не всегда лёгкому пути, и не свернуть на сложном повороте. А сложностей в жизни Маши хватает.

Я, в свою очередь, полна энтузиазма, желания работать и надеюсь, в дальнейшем увидеть счастливые глаза Марии.
















 


,

Дата публикации: 17 февраля
Просмотров: 40



Вернуться к остальным публикациям



Инстаграм психолога
Дипломы и сертификаты
                                   
𐄂