Как правильно выбрать профессию?

Готовлюсь к тестированию.

Сегодня есть запрос: профориентация.

В нашем мире неопределённости и скоростей, дети, а порой и взрослые теряются, им сложнее с выбором. 

И если несколько лет назад, можно было подождать с определением профессии. То в настоящий период, похоже, ждать нельзя.

Выбор необходим сейчас. Надо определиться.Идти ли в 10 класс? И если идти, то в каком направлении специализации выбрать класс? 

Ведь обучение в старших классах подразумевает углублённое изучение дисциплин, подготовка в ВУЗ.

Или поступать в колледж после 9 класса? Куда поступать? И что мне интересно? А если не интересно ничего?

Эти и многие другие вопросы терзают детей и их родителей. Ведь родительская ответственность велика. 

Как помочь подростку сделать правильный выбор, не ущемив при этом его  личностные предпочтения? 

У родителей в этот сложный период выбора, очень много переживаний.

Часто дети не могут определиться с выбором профессии, не понимают ещё, что хотят. 

Иногда, выбирают то направление, куда идёт подруга или друг. Или другая авторитетная фигура.

Выбирают профессии близких, так как они более знакомы. Профессии любимых героев из фильмов или книг.

И только вплотную соприкоснувшись с профессией, поступив в учебное заведение, или начав работать, вдруг понимают, что это не моё.

Поэтому, всё чаще грамотные родители выбирают и предлагают детям пройти тестирование на профессиональное самоопределение. 

На тестирование по поводу самоопределения в профессии приходят и взрослые, неудовлетворённые сделанным ранее выбором.

Интерпретация результатов тестирования помогает выявить у  человека склонности, предпочтения, талант к определённым направлениям профессиональной деятельности,  и сделать более удачный правильный выбор своего профессионального пути.

Я вспоминаю мой профессиональный путь. 

Мечтала стать психологом или врачом. Родители, казалось, поддерживали.  

Но вдруг, в конце уже 10 класса стали настаивать, что это не моё. Надо поступать в другой ВУЗ или Училище.

Тогда о возможности профессионального тестирования я не знала. И поверив, согласилась. 

Позже пришло понимание, что это ошибка.

Но время было упущено. И я профессионально занялась  психологией, когда мне было хорошо за тридцать.




Детство. Оно такое разное.

Меня всегда интересовали люди. Я люблю наблюдать: как человек выглядит? Какой у него характер?  Какие привычки? Как он общается? Какими обладает качествами? Какое у него поведение? Жесты, мимика. Мне всё интересно.

На побережье, во время отпуска, мы выбрали пляж для детей и людей не умеющих плавать, так как плаваем плохо, решили подстраховаться. И естественно, на этом пляже больше семей с детьми.

Мне здесь интересно наблюдать, какие разные родители и дети.
Детки - такие нежные создания. Их искренние глазки с вожделением, любовью и восхищением обращены к родителям. И они не похожи друг на друга.

Кто-то спокойно играет, строит гору из камней, затем поливает её морской водой из ведёрка.
А кто-то ходит по берегу в поисках ракушек и красивых камешков. Кто-то в надувном круге, у берега плескается в воде.

И все они кричат родителям, показывая, что умеют, ожидая от них похвалу, одобрение.
Есть детки, которые капризничают, что-то постоянно просят, кричат и плачут.

Родители тоже очень разные. Кто-то, с любовью заботится о своём ребёнке, терпеливо разъясняя, что можно, а что нет и почему.

В двести первый раз поднимает и надевает кепочку, сброшенную на камни строптивым малышом. То одевают,то переодевают ребёнка.

Многочисленное число раз, обвешенные надувными кругами, ведёрочками, игрушками, с ребёнком на руках или за руки, родители проделывают путь к морю и назад к лежакам.

Под палящими лучами солнца идут за мороженым, за фруктами, посещают анимацию с детьми.

А есть родители, ленно нежась под солнышком, не желают сопроводить маленького ребёнка к морю. На просьбы отвечают раздражённо. Дети сначала упрашивают их, затем начинают хныкать. Всё заканчивается ором и шлепками.

В один из дней мне посчастливилось наблюдать семейную идиллию, которую можно взять за пример правильного, чуткого, заботливого, уважительного воспитания детей.

Долгое время папа и детки играли в разные ролевые игры. Папа побывал лошадкой, корабликом, роботом и акулой. Терпеливо разъясняя, чем питаются лошади, как держится на воде корабль и чем опасна акула.

Дети играли с удовольствием. Мальчику было важно одобрение и похвала папы. А девочка время от времени обнимала и целовала его. Папа называл её «моя принцесса».

Так трогательно и приятно было наблюдать за ними.   Счастливые дни детства! 

Эти незабываемые впечатления дети пронесут в свою взрослую жизнь . И именно они сыграют положительную роль в её развитии и становлении.

 

 




Светлая память

Ровно год прошёл, как умерла мама. Неожиданно для нас. Шестого августа, в день рождения папы, она ушла.

Я помню этот звонок, в четыре часа утра. Рассветало. Я шла к телефону, догадываясь, что звонят из больницы. 

Думала в этот момент, что может быть ей стало хуже. Или маме, что-то необходимо. Но я не думала, про смерть.  

Папа болел долгие годы. И ночные звонки были не редкость для меня.
Нужно было бежать, доставить лекарства, колоть уколы, везти по врачам и по больницам.

И когда он умирал, мы это понимали. Его смерть не пришла нежданно. 

Хоть надежда на лучшее, и вера в чудо оставались жить в нас до последнего.

Я взяла трубку и услышала «ваша мама умерла. Вам необходимо приехать в больницу». 

Сердце, словно приостановилось, я помню, как вся сжалась, ослабла и опустилась на диван. 

Я не заплакала. Я застыла. В этот миг, мне самой хотелось не жить, чтоб только не слышать эти слова.

Сколько бы не было нам лет, мы всегда остаёмся детьми своих родителей. После смерти, они живут в нашей памяти, в наших сердцах. 

Я всегда буду помнить своих ♥️маму и ♥️папу любящими, заботливыми, ласковыми, поддерживающими, дающими, нежными.


Светлая Вам память, мои дорогие!


Я сама мама взрослых дочерей. Проживая свою жизнь, я беру ответственность, обязательства, принимаю решения, я знаю, куда иду и чего хочу.

Но, мне так не хватает, и я так скучаю по улыбке, взгляду, общению и тёплому прикосновению моих родителей. 



Сегодня мне хочется сказать родителям и взрослым детям: пожалуйста, откройте сердца друг другу. Наполните друг друга любовью, теплом, добром, нежностью. 

Сейчас это в Ваших руках. Воспользуйтесь дарованным Вам временем. Оно так скоротечно. И потом уже мы бессильны, что либо изменить.

Не сказать, не обнять, не услышать.....


Спасибо тем, кто сейчас читает эти строки. Мне было важно сегодня это написать.



 




Опустевшее гнездо

Утром, расчёсываясь перед зеркалом, она вдруг почувствовала, что левая её рука немеет. Затем стала неметь левая сторона лица. Ей стало страшно. Она подумала, что это инсульт. Крикнула мужа. Он быстро позвонил врачу, дал выпить необходимые лекарства, стал растирать руку, лицо, голову.

Стало легче. Онемение стало уменьшаться. Но чувствовала слабость, разбитость во всём теле и какая-то непонятная тяжесть в голове. Поехали на обследование. Инсульт не подтвердился. Но состояние не проходило.

Врач диагноз поставить не смог, но лечение, на всякий случай дал. Она лечилась, выполняла все рекомендации, капельницы, инъекции, лекарства и разные процедуры, но становилось только хуже. Появились ещё и головокружения.  Определили в больницу. Пролежала, пролечилась. Ничего.

Муж отправил её в санаторий. Никаких улучшений. И вот там, в санатории, невролог посоветовал обратиться к психологу.

Так мы и встретились. Это было ровно год назад.

В ходе терапии выяснилось, что у клиентки хорошая, дружная семья, муж и три дочери.  

 

Она много лет не работала, занималась домом, семьёй. Обеспечивал семью муж. Работа его была связана с командировками, его часто и подолгу не было дома.

В течение последних пяти лет девочки одна за другой вышли замуж и разъехались по разным городам.  И она, в отсутствие мужа, оставалась совсем одна.

Ей было жутко одиноко и страшно. Она не знала, чем ей заниматься. Она могла готовить, убирать, заботиться о других. Но теперь в этом не было необходимости. У неё появилось много свободного времени, но для себя делать ничего не хотелось.
                            
Ярко выраженный  синдром «опустевшего гнезда».

Один из сложнейших кризисов в семейной жизни. Когда выросшие дети становятся независимыми и уходят в свою взрослую жизнь создавать свои семьи, строить отношения, расти профессионально, развиваться.

К родителям приходит чувство утраты, грусть, апатия. Жизнь становится бессмысленной. Очень важно в этот период иметь цели. Заниматься интересной работой, ходить в гости, вспомнить любимое хобби, поддерживать друг друга и т.д.

Но в этой ситуации, женщина много лет занималась воспитанием детей и заботой о них. Она не работала, у неё не было хобби. В гости, гулять, путешествовать они всегда отправлялись всей семьёй. 

Муж уехал в долгосрочную командировку, и она осталась совсем одна.  Потеряв интерес к домашним делам, она подолгу рассматривала фотографии детей, разговаривала с ними по телефону. А потом, длинными, бессонными ночами,  плакала.

Переживая своё одиночество она «замкнулась» в себе, не хотелось общаться с родственниками. Выходила редко из дома, по крайней необходимости.
      
                          
     
Муж, приехав из командировки увидел, что жена похудела и глаза её, светившиеся всегда радостью, опечалены. Увидел, что она слабая и еле передвигается по дому. Обсудив это, они пригласили помощницу в дом.

Времени стало ещё больше. Он понял, что она грустит. Стали ходить гулять, в кафе, к родственникам, посещали торговые центры. Она ожила. Стала веселее. Но в ней появилась раздражительность, которой раньше не наблюдалось. То телевизор громко работает, то туфли не те надел, то не так сказал.

Он относился с пониманием. Но время от времени появлялись конфликты. И вот однажды, перед его очередной командировкой, случилось то, что случилось. Сначала онемение руки и лица, а потом продолжительная и не понятная болезнь.

Ему пришлось взять отпуск. Он надеялся, что жена восстановится за это время. Но этого не происходило. Когда он уезжал по работе, то дочери, сменяя друг друга, приезжали позаботиться о маме.

Вот в это время и в таком её состоянии муж привёл женщину ко мне на консультацию.

Я понимала, что клиентка от непереносимости случившегося «ушла в болезнь», она чувствует себя не нужной, утерян смысл жизни, и в терапии его необходимо  обрести.

Ровно год продолжалась наша терапия, мы встречались один раз в неделю. За это время, постепенно, клиентка знакомилась с собой. Со своими предпочтениями, чувствами, ощущениями, желаниями.

Она приняла ситуацию, всю её неизбежность, стала адекватно к этому относиться. Почувствовала себя, как отдельную личность, вспомнила, что хотела давно, но не могла себе позволить.

Сначала она завела себе собаку, чтоб не было так одиноко и было о ком заботиться. Стала посещать группу здоровья и заниматься лечебной физкультурой. Там познакомилась с женщиной, которая отправила сына учиться в другой город и тоже переживала по этому поводу одиночество.

Они сдружились. Стали вместе проводить досуг. Потом, она вспомнила о давно забытом хобби. Она любила шить. Но, родив второго ребёнка, забросила своё увлечение за неимением времени. Записалась на курсы по шитью.

Здоровье постепенно восстанавливалось. Головокружения перестали её беспокоить, слабость ушла. Она уже не испытывала страх и печаль. Иногда, конечно, скучала по детям.

Сейчас эта женщина дышит полной грудью, живёт, наслаждаясь своей жизнью. Появилась новая цель. Она хочет открыть ателье. Муж готов ей в этом помочь.

Кстати, у него произошли изменения на работе и большую часть времени, он проводит дома. Они вместе занимаются домашними делами, путешествуют, встречаются с друзьями и родственниками.

                                      

Терапия завершена, я удовлетворена её результатом и  благодарна клиентке за её желание работать, за её ответственность в нашем кропотливом труде.
    
  




Сказка о маленькой пчёлке

В некоторой волшебной стране,  был очень красивый лес. Там росли разные деревья, цвели цветы и кустарники, благоухая своими ароматами.

Посередине леса находилось озеро, всё усыпанное кувшинками.  Рядом расположилась пещера, в которой было много драгоценных камней. Возле пещеры стоял великолепный,  старый дуб. Его крона была огромна, казалось она своими листьями достаёт до небес.

В дубе этом было дупло, и там жили пчёлы. Целое семейство пчёл. Их было очень много, и каждый должен был заниматься своим делом.

Мужчины пчёлы улетали, целый день собирали пыльцу с великолепных цветов, а вечером прилетали обратно в улей. Там их ждала самая главная пчела. Она брала у них пыльцу, и делала из неё мёд, затем кормила всю семью.

Она была очень трудолюбива и требовала это и от других пчёл. Она командовала всеми и знала,  что нужно делать и как. В улье царили определённые правила. Все слушались её и не прекословили. Она всегда находилась в улье и никогда не вылетала из него.

У пчелы были детки, маленькие пчёлки и она воспитывала их быть в будущем такими же, как она. Иметь свой улей, трудиться, делать мёд, кормить семью и всегда быть дома.

Старшие пчёлки слушали, вникали и учились делать всё, как мама. А самая младшая пчёлка была не послушной, всё время хотела вылететь из улья, полетать по лесу, полюбоваться цветами, вдохнуть их аромат. Ведь она их никогда не видела и находилась всё время в улье. Но это было запрещено и наказуемо. 

Однажды по этому лесу проезжали люди. Они остановились возле дуба и решили передохнуть в тени его листвы. Во время отдыха они рассказывали друг другу истории о том, где кто из них путешествовал, что видел, где бывал.

Был вечер, и пчёлы спали. Но маленькая любознательная пчёлка услышала голоса людей внизу у подножья дуба. Ей стало очень интересно, и она подползла к самому краешку дупла. От туда было хорошо слышно и видно.

Она слышала о замечательных невиданных странах, о людях, о диковинках. О красоте заморских стран, о невиданных растениях, замках, городах, лесах, морях и океанах.  Боже, как же ей захотелось там побывать.

Было уже поздно и люди расположились на ночлег. Спали пчёлы в улье, спали люди у подножья дуба, спал дуб, спало озеро и кувшинки в нём. Спал весь лес.

И только маленькая пчёлка не могла уснуть. Ей очень хотелось летать по миру и видеть всё его величие и великолепие. Она понимала, что мама этого не одобрит и это делать нельзя. Но при одной мысли, что ей суждено всю свою жизнь прожить в дупле, не покидая его, ей делалось плохо. Тем не менее, ослушаться она боялась.

Всю  ночь она решала, как ей поступить. С одной стороны ей было очень страшно ослушаться маму, а с другой свобода и неизведанный мир так манили её, что всё в ней бушевало и нестерпимо хотелось улететь туда, где так прекрасно! Но она понимала, однажды улетев, вернуться она уже не сможет. Её не примут. Таковы правила.

Наступило утро. Пчёлы улетели собирать пыльцу. Люди стали собираться уезжать. В улье все оставшиеся были заняты своими делами.
   И маленькая пчёлка решилась. Выбрав момент, когда мама занята и не наблюдает за ней, она подползла к краю дупла и, взмахнув крылышками,  полетела в лес. Но так как её крылышки никогда не летали, они не открылись, и она стала падать вниз. 

В этот момент она испытала ужас, который сменился виной, затем стыдом, и наконец, болью от удара при падении.  Но, на счастье, она упала в котомку одного из путешественников.

Не замечая упавшей в его котомку пчёлки, он закрыл её и отправился в путь. А пчёлка осталась лежать в котомке и не могла двигаться от страха и того, что с ней произошло.

Когда путешественник приехал к себе домой, он открыл котомку и обнаружил в ней маленькую, покалеченную пчёлку. Он был очень добрый малый, любил всё живое и хотел отпустить пчёлку на волю. Но она не могла лететь. Путешественник понял, что крылышки её недоразвиты.

Он оставил пчёлку у себя и стал лечить её крылышки, ухаживать за ней, кормить. Она рассказала ему о своей жизни, а он ей поведал о своей. Вскоре пчёлка поправилась и научилась летать. Пришло время, и она улетела.

Счастливая летала она по свету, любовалась и наслаждалась. Но не забыла она и своё ремесло. Когда она подроста, то стала собирать пыльцу, делать из неё мёд и отдавать его тем, кто в нём нуждался.

Не забывала она и о своём спасителе. Прилетала ближе к зиме, приносила ему мёда, и оставалась на зиму погостить. Они рассказывали друг другу интересные истории о своих путешествиях, наслаждались общением, так как соскучились друг по другу и пили чай с вкуснейшим мёдом.

Однажды пчелка, летая по весеннему лесу, увидела красивый цветок. Он был очень свеж и его восхитительный аромат благоухал по всему лесу.

«Из пыльцы этого великолепного цветка я сделаю замечательный мёд» - подумала пчёлка и полетела к цветку. Но когда она подлетела, то увидела, что на цветке уже другая пчела собирает нектар.

Разочарованию не было предела. И пчелка уже собиралась улететь, как та, другая пчела посмотрела на нее, подвинулась на край цветка и пригласила ее собирать нектар вместе.

Так пчёлка встретила свою любовь. Они построили свой улей, где было светло, приветливо и радостно. Вместе они улетали за нектаром, любовались окрестностями  и, возвращаясь,  делали мёд.

Через некоторое время у пчелок появились детки. Это была дружная, большая семья. В которой все были трудолюбивы, занимались общим делом и у каждого было своё любимое занятие. Все с пониманием и уважением относились к предпочтениям каждого. Любили друг друга, но не посягали на свободу.

Так, маленькая пчёлка построила свою семью с новыми правилами, новыми отношениями, которые очень подходили ей и её близким.

                                            


 
    
  
                            


  
 




Рождество Христово

Когда мы закончили первый блок обучения песочной терапии, я решила сразу же заняться оснащением своего кабинета. Приобрела песочницы, стеллажи. И  приступила к приобретению фигурок.

Дело это оказалось не очень лёгким. Так как я не знала, где продаются фигурки, то заходила буквально во все магазины, где потенциально должны были они быть. Фигурки попадались то большие, то дорогие, то не нравились.

И вот уже под вечер, уставшая, я зашла в последний магазин из запланированных мной. И чудо! В этом магазинчике было очень много фигурок. Помню, я от счастья наговорила комплиментов продавщице по поводу их ассортимента в магазине.

Правда, они были дороговаты, но очень понравились, и я решила взять несколько. Я долго их выбирала, смотрела, чтоб соответствовали тому, для чего я их беру, прислушивалась к себе. В общем, для меня это был целый ритуал.

И среди этих фигурок я сразу же выделила фигурку, олицетворяющую «Рождество Христово». Но так как она была дороже остальных, то я её отложила. Но время от времени, выбирая другие фигурки, взгляд мой возвращался к ней. И всё же я решила её купить.

Поместив фигурки на полочке в своём кабинете, я отошла, и какое-то время любовалась ими. Это были мои первые фигурки. Потом появились ещё и ещё.

Работая с клиентами уже не один год, я заметила, что часто берут фигурку с «Рождеством Христовым» и дети, и взрослые.
Причём, люди разного вероисповедания. Ею любят украшать свою «картину мира».

«Рождество Христово» один из самых светлых и прекрасных христианских праздников. Он занимает большое место в жизни каждого человека. Каждый год, с появлением первой звезды, он несёт нам  свет и любовь.

                                               
       
По приданию всё в мире  встречало Иисуса:  ангелы принесли Ему пение, волхвы — дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.

В год Рождества не было войн. Рождение Христа принесло мир. Оно несет мир, любовь и покой душе.

Это праздник! Праздник души, праздник в душе! Значение Рождества есть любовь, мир и благоволение.

Но, как и     тысячелетия назад, этот праздник всегда остаётся личным праздником, выбравших его  людей. Это праздник в душе. Он происходит в тишине и уединении.

Так и работая с песком, в тишине и уединении, клиент не случайно выбирает  фигурку «Рождества Христова». Для кого-то это символ любви, для кого-то добра, для кого-то защиты, а для кого-то рождения. Рождения человека, рождение отношений, рождение нового этапа в жизни.

Так случилось, много лет назад, в один момент  моей жизни, что – то пошло не так, и я   не чувствовала любви и защиты. Это был сложный период.

И однажды, работая в своей песочнице, строя свою «картину мира» мне очень захотелось взять именно эту фигурку.

Когда я смотрела на  неё и брала её в руки, разглядывала её, то чувствовала много любви, нежности и ощущала трепет прикосновения к Великому и Божественному.

Сейчас для меня символизм нахождения в моей песочнице именно этой фигурки в том, что мне удалось опять обрести эту связь, Божественную любовь и защиту, одобрение и поддержку.
  




Семейный симптом

Ей 35, ему 32. Встретились случайно. В супермаркете. Она набрала полные пакеты продуктов, а он предложил донести до машины. Она отказалась. Так и расстались.

Но примерно, через месяц, он написал ей в сетях. Она ответила. Так завязалось их знакомство. Несколько месяцев они общались. И поняли, что много общего у них. Решили встретиться. Так больше и не расставались.
 
У нее это второй брак, есть дочь Сашенька. У него первый. Через год родилась совместная дочь Наталья.

Он  работал, а она занималась детьми. Ей было не просто. Она уставала. Старшей исполнилось 7, она пошла в первый класс, а младшей один год.

Детям требовалось много внимания и заботы.  Она считала, что справится сама. Не хотела беспокоить мужа. Обращаться за помощью к родственникам. Но становилось всё тяжелей.

Вскоре,  у Саши стала появляться рвота. Как то странно. Не заболела, не отравилась, температуры нет, а рвота время от времени  есть.

Обращались к врачам, лечили. Но рвота не исчезала. Обследовали. Здорова. Педиатр посоветовал обратиться к семейному психологу.

Она позвонила, договориться о консультации дочери. Но я попросила прийти всю семью. Она удивилась. Зачем вся семья? Проблема только с дочерью. И пришла на консультацию с детьми без мужа.

Вначале беседы и внимательного наблюдения за поведением мамы и девочек, я сделала вывод, что много внимания младшей. Симптом мог появиться из-за ревности.

Мы обсудили эту гипотезу. Женщина согласилась. Вместе были разработаны варианты поведения, как уделять внимание и не ущемлять интересы обоих девочек.

Но, углубляясь дальше в проявление симптома, выяснилось, что рвота происходит только ночью и только тогда, когда папа ночует у своих родителей. Мама звонит папе, и он приезжает рано утром, на работу не идет, а везет всю семью в поликлинику.

Нет смысла продолжать терапию без мужа. Похоже, симптом имеет прямое отношение к  паре. Муж и жена.

На следующей консультации, где присутствовала вся семья, выяснилось, что жена время от времени отправляет мужа пожить у своих родителей, так как её «на всех не хватает». Ей необходим отдых. Я предложила построить «скульптуру семьи». Выглядела она так: мама и девочки обнявшись вместе, а папа поодаль.

На мой вопрос, что произойдёт, если симптом пройдет? Мама сказала, что будет высыпаться. Папа сказал, что по утрам будет видеть улыбающееся лицо жены, которая угощает его чаем. А Саша сказала, что будет спать в своей комнате, где есть телевизор и можно перед сном посмотреть мультики, они не будут мешать спать младшей сестре.

На следующую консультацию были приглашены только родители. Как не странно может звучать эта фраза, но мужчина и женщина, муж и жена,  близкие друг другу люди, учились говорить друг с другом, слышать друг друга. Обозначать свои потребности и уважать потребности другого.  

Женщина очень удивлялась, что у  мужа много претензий к ней, и он в обиде на нее за то, что она «спроваживала» его к родителям. А ведь она не хотела беспокоить его. Хотела, чтоб он высыпался в спокойной обстановке, где не мешают дети.

Он был удивлён агрессии жены на терапии (она всегда была спокойна и молчалива) и тому, что он её раздражал, а ведь он старался её развлечь.

Это сложная работа. Она не решается в одночасье. Но если пара берет ответственность за улучшение своих отношений и  совместно с психологом работает, то улучшения не за горами.

Так и в этой семье. Муж стал больше уделять внимание воспитанию детей. Были привлечены его родители, которые с удовольствием гуляли с младшей и провожали в школу старшую. Это высвободившееся время жена могла уделить себе лично. У Саши рвота прекратилась. Она стала лучше учиться, появился интерес к танцам.

Еще через некоторое время появилась возможность отвозить деток на выходные к родителям жены и проводить досуг вдвоём.

Так симптом «помогает» паре обратить внимание, на  то, что пошло не так.  Осознать, что есть проблемы, принять это. И искать пути решения этих проблем.

Симптом указывает нам на то, что проблема не у одного члена семьи, он связан со всей семьёй в целом. Носителем симптома может быть, как ребёнок, так и взрослый.

Симптоматическое поведение оказывает влияние на семью, оно непроизвольно, неконтролируемо и является не только состоянием одного человека, часто оно выражает отношения между людьми.

Он указывает на кризис в семейных отношениях, на то, что семья испытывает трудности. Но пока не осознаёт это. Эмоции сдерживаются, о чувствах умалчивается. 

Семейная терапия поможет восстановить баланс в семье.  Вернуть счастье в семью, которое основывается на взаимоуважении, любви, доверии и поддержке!
  
 
  




Гештальт-терапия, что это и как её понять?

 В своей практической деятельности, как психолог и гештальт-терапевт я обратила внимание на то, что меня часто спрашивают – а что такое гештальт-терапия? Спрашивают клиенты и просто знакомые. Терапию ещё могут понять, но гештальт…о чём это?

Так пришло желание написать не большую познавательную статью о том, что же такое гештальт, такое не понятное и не знакомое слово?

Гештальт-терапия - это одно из гуманистических направлений в психотерапии. Она родилась в середине прошлого века. Её основоположником является Фриц Перлз. Ему удалось объединить в гештальт-терапии несколько направлений. Это и психоанализ, и психодрама, телесно-ориентированная терапия, гештальт - психология и восточные практики.

Само слово «гештальт» имеет немецкое происхождение и обозначает форму, образ, структуру. В гештальт-терапии под этим словом понимается целостная форма или целостная структура.

Большое значение в гештальт-терапии придаётся целостности.  Человек - это целостная личность биологически, социально и психологически. А всё, что его окружает рассматривается, как целостная картина, в которой есть фон и фигура. Фон существует, но не особо привлекает внимание, фигура же это предмет или личность, которая наиболее интересна в данный момент. Она выходит на первый план.

Так же в Гештальт-терапии есть два основных понятия – это контакт и граница. Большое внимание уделяется контакту человека с внешним миром, самим собой и другими людьми. Под контактом подразумевается взаимодействие человека с окружающей его средой. Граница - это место соприкосновения человека с внешним миром и другим.

Это соприкосновение и взаимодействие называется цикл контакта или гештальт. В идеале это выглядит так – у человека появляется потребность. Она может быть самой разной, от незначительной до великой (потребность смахнуть пылинку с костюма, потребность в любви, потребность в еде, в общении и.т.д). И он начинает искать возможности в удовлетворении своей потребности. Он их находит. Потребность удовлетворяется. И гештальт завершается. Затем возникает следующая потребность. Так жизнь человека состоит из множества гештальтов. Они имеют начало и завершение.

Но это в идеале. Часто в жизни мы встречаемся с тем, что наши гештальты не завершены и потребности не удовлетворены. Обычно процессу завершения мешают внешние события, люди, отношения или внутренние факторы.
 
И эта незавершённость мучает человека на протяжении многих лет. Она мешает ему продвигаться вперёд, наслаждаться жизнью, плодотворно работать, любить, получать удовольствие от общения и многое другое.

Но самому человеку трудно понять, что с ним происходит,  какая потребность не удовлетворялась или не удовлетворяется, что не завершено. Почему в жизни происходят огорчающие его события, почему он не может сделать шаг по направлению к новому, а постоянно возвращается туда, где уже был и куда не хочется. Жизнь становится серой, однотипной, теряется интерес к жизни и удовлетворение ею.
 
Именно поэтому основной целью гештальт-терапии является расширение собственного осознования человеком внутренней и внешней реальности. Осознования своей жизни и осмысления, что с ним происходит и как. Он учится постепенно осозновать свои мысли, свои ощущения, свои чувства, свои желания, свои межличностные отношения, свои потребности.

Не менее важным в гештальт-терапии является улучшение взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми. Научившись плодотворно контактировать с людьми и миром в целом, человек может удовлетворять свои потребности.

Так же в гештальт-терапии существует принцип «здесь и сейчас».   Операясь на этот принцип человек начинает понимать, что актуальное для него происходит именно в настоящем, а не в воспоминаниях о прошлом и фантазиях о будущем. Ведь даже думая о прошлом и будущем мы находимся в настоящем.

В ходе гештальт-терапии жизнь человека становится более осмысленной. Он осознаёт, что с ним происходит, как и что с этим делать.     Чем в большей степени человек осознаёт себя, свою жизнь, своё окружение  в реальности, тем в большей степени он в состоянии брать ответственность за свои желания, своё поведение, свою жизнь. Это и является ещё одной целью в гештальт-терапии.

Гештальт-терапия – это универсальное направление в психотерапии.       Она применяется в самых разных областях жизни и деятельности человека.  В индивидуальной работе с детьми и взрослыми, с семьями и парами. И позволяет достигать положительных результатов в терапии.

Гештальт-терапевт помогает людям  сделать свою жизнь более наполненной, осмысленной и успешной, преодолеть жизненные кризисы и неудовлетворённость в отношениях, избежать разрушительных конфликтов, восстановить гармонию в семье.
  
     




Маски

                                                                                 «Люди вообще стыдятся хороших вещей, например, человечности,                                                                                          любви, своих слёз, тоски, всего, что не носит серого цвета».
               
                                                                                                                                                              Константин Паустовский. 


Буквально, на днях, поднимали такую тему с клиенткой в терапии. Как порой, стыдно, а иногда и страшно быть самим собой. 

Быть настоящим, искренним, выражать свои чувства. Быть не совершенным. 

Не улыбаться, пытаясь скрыть душевную боль, не казаться из последних сил сильным, когда слаб.

Не общаться с тем, кого презираешь. 

Не геройствовать, когда, на самом деле, ты боишься. Не бросаться спасать, когда самому нужна помощь. 

Не выражать спокойствие, когда, на самом деле, злишься. 

Не показывать радость, когда на сердце печаль. 

Часто, это происходит бессознательно и привычно. Потом мы чувствуем не приятное послевкусие. И не понятно, откуда оно?

И лишь осознав, приходит понимание , что в это время бросаешь себя истинного и играешь какую-то роль, надев соответствующую маску. 

Люди с детства осваивают этот урок: чтоб тебя приняли, одобрили, ты должен соответствовать, ты должен быть удобным. 
А значит, не быть собой. Быть для всех. Быть таким, каким тебя хочет видеть окружение.

Сначала это вежливые, беспрекословно послушные, готовые отказаться от своего мнения, в пользу родителя, дети. 
Подрастая такие дети уже знают, что проявление их истинных чувств, может быть не одобряемо, а порой даже наказуемо.

Они научаются менять своё настроение, поведение, желания, в зависимости от настроя значимых взрослых людей.

Затем, это уступчивые, дисциплинированные школьники. На них не нарадуются учителя. А родители гордятся такими детьми.

Но удобный ребёнок, став взрослым, не может быть удачным и счастливым. 

Он не умеет разбираться в своих чувствах, потребностях, действиях, заявлять о себе, отстаивать своё мнение, себя.

Как сказала моя клиентка: «я понимаю, что поступаю правильно, наблюдая за людьми, находящимися рядом. И если они одобряют моё поведение, я понимаю, что со мной всё в порядке. Если нет, значит со мной что-то не так». 

Свои чувства, ощущения, желания, с годами, постепенно, люди прячут так далеко, что перестают чувствовать и уже не понимают, где их истинное «Я», а где предпочтения социума. 




Как влиять на ребёнка?

Важную роль в жизни ребёнка играют его родители. Для него это самые близкие, любимые и авторитетные люди.

Вы, когда-нибудь видели, с каким любопытством и одновременно гордостью, сын смотрит на отца, когда тот занимается ремонтом личного автомобиля?

С какой деловитостью ребёнок подаёт инструменты отцу, который ремонтирует на кухне испортившийся кран.

Или дочь, стараясь во всём походить на маму, моет посуду, метёт пол, красит губки и надевает мамины туфельки, когда ей ещё совсем мало лет. " Я, как мама",- говорит она.

Как светятся радостью лица детей, когда родители говорят друг другу приятные вещи, обнимают, дарят подарки.

Дети не только наблюдают за родителями, но и запечатлевают поведение, общение, привычки, отношение друг к другу и окружению.

Влияние родителей на детей велико. И их личный пример значим для ребёнка.

Дети одинаково запоминают, а потом воспроизводят, как хорошее, так и плохое. Как позитивные моменты, так и негативные.

Помню, как однажды, клиентка рассказывала мне о том, что её пятилетняя дочь в одной из ситуаций ведёт себя определённым образом, вызывая её раздражение.

Я расспросила женщину, как в подобных ситуациях ведёт себя она сама? 
Рассказывая мне о своём поведении в аналогичных ситуациях, клиентка вдруг замолчала, а затем сказала: «Я поняла. Я веду себя так же с ней».

Или, однажды, я консультировала семью, где родители волновались, что у подростка появилась вредная привычка.
Ближе знакомясь с семьёй, я узнаю, что эта вредная привычка у всех членов семьи.

С появлением в семье ребёнка, на родителей ложится большая ответственность. Каким он вырастет, каким войдёт в свою взрослую жизнь? Воспитание это очень важный и трудоёмкий процесс.

Когда родители хотят видеть своего ребёнка аккуратным, самостоятельным, трудолюбивым, заботливым, ответственным или, каким-нибудь ещё, то сначала надо вглядеться в себя.

И если у них таких качеств не обнаружено, то необходимо сначала их взрастить в себе. Ведь детям необходим наглядный пример.

Ребёнок не только продолжение своих родителей. Он ещё и отражение их поведения, личных качеств, отношения к людям, к жизни в целом.
 

 




Мои папа и мама

Сегодня я проснулась очень рано, с воспоминаниями о своих родителях и с желанием написать эту статью.

Когда я вспоминаю папу и маму, чувствую тепло, любовь, заботу и поддержку. 

Помню, как папа носил на своих плечах, катал на санках. Помню, как учил кататься на велосипеде. И когда мы ездили отдыхать на море, учил плавать. 

А ещё я помню, что очень любила собирать разные интересные камешки на морском берегу. Кулёчек с ними получался увесистым. Для меня было важно привести их домой. 

Мама, собирая чемодан, клала в него и мои камешки. А папа нёс до вокзала эту тяжесть, а потом с вокзала домой. 

Думаю, ему было тяжело, но он понимал важность этого процесса для ребёнка. Так, это продолжалось каждое лето. 

Помню, как папа говорил, что для меня готов луну с неба достать. В эти моменты я чувствовала себя самой счастливой, любимой, необходимой.

Помню, как я любила приходить к нему на работу. В перерыве он вёл меня в ресторан, обедать. Учил правильно держать вилку и нож, класть салфетку на колени. 

В компании с ним было всегда тепло, радостно и интересно. Помню, как любила часами наблюдать, когда он что-то ремонтировал в доме. 

Мама была очень заботливой. Помню чистые, выглаженные вещи, аккуратненько сложённые в шкафу. Всегда вкусно приготовленный обед. Она часто пекла разные вкусняшки. 

В доме всегда было уютно и тепло. 

Помню её бессонные ночи, проведённые рядом с моей кроватью, когда я болела. 

Я благодарна им за жизнь, за моё счастливое детство!

Повзрослев я всегда знала, что могу положиться на них, знала, что где бы я не находилась, двери родительского дома всегда открыты для меня. 

Я знала, что это место, где можно получить ресурс. Знала, что они всегда поддержат морально и помогут материально в меру своих возможностей.

Сейчас, когда я пишу эти строки, я плачу. Потому что их уже нет.

И я не могу сказать им, спасибо, что Вы есть. Сейчас я могу сказать, спасибо, что Вы были.



Мои папа и мама справились со своей огромной ответственностью, быть родителями. Они наполнили меня своей любовью, заботой, поддержкой.

И только благодаря этому, я справляюсь со своей ответственностью, быть родителем. 

Те бесценные качества, которые достались мне от родителей, я передаю своим детям. 

Я люблю, забочусь, поддерживаю, как могу. И где бы мои дети не находились, двери моего дома всегда открыты для них.




Рождение новой жизни или что делать родителям?

 

"Себе на радость чтоб и нам,
Своё Вы чадо подрастили!"


Появление ребёнка в семье - это наполненное  радостью, волнением, переживанием,  ожиданием и другими  разнообразными чувствами, событие, которое ждёт вся семья.

И вот, наконец, он появился!

Крошечный, беззащитный, беспомощный. Складывается ощущение, что лежит себе и смотрит в никуда, кушать захочет – заплачет, появится необходимость поменять подгузник, тоже даст об этом знать.

Став родителями, многие пары задумываются, а что необходимо малышу? Они понимают, что жизнь младенца полностью зависит от них, что ему необходимо питание, уход, забота... 

В основном, маме некогда, она должна успеть выполнить все свои дела, пока ребёнок не требует к себе внимания. А папа не знает, как общаться с ребёнком, который ещё ничего не понимает. Молодые родители считают, что главное - удовлетворить его физические потребности.

Но, это ошибочное мнение! Помимо всего прочего, ребёнку необходимо общение, внимание, любовь, тепло прикосновений. Тот самый важный контакт, который потом превращается в прочную связь. Когда подрастая, ребёнок может на неё опираться, делиться с родителями всем тем, что для него сокровенно и важно.

Родителям необходимо знать, что в первые месяцы ребёнок развивается очень быстро. И даётся это малышу непросто. За относительно короткий промежуток времени, кроха проделывает огромную работу. Ему нет ещё и месяца, но уже меняется взгляд, он внимательно смотрит и слушает, когда взрослые с ним разговаривают.

В два – три месяца он уже умеет улыбаться, радостно двигает ручками и ножками, реагируя на наше приветливое лицо, нашу речь. Пусть он не понимает о чём это мы, но это и неважно. Главное, что он чувствует, когда мы рядом и общаемся с ним. Наши дети - такие маленькие крохи, они ещё не умеют разговаривать, но понимают всё по-особенному.

Родителям важно принимать активное участие в жизни ребёнка. И это не только забота в еде и чистых пелёнках. Это безусловная любовь и общение, уважение и внимание, возможность для физической активности и развития.

Когда родители участвуют в жизни ребёнка, это даёт ему огромные возможности для приобретения нового опыта и развития. Во время общения родителя с ребёнком удовлетворяются психические и психологические потребности малыша. Формируется любовь, симпатия, привязанность к близким, родным людям.

Закладываются основы личностных качеств. Такие, как доброта, честность, общительность, уверенность в себе и многие другие. В этот период родители должны постараться создать все условия, для развития полноценной и гармоничной личности. Ведь это они являются посредниками между ребёнком и социумом.

И то, что ребёнок приобретает в младенчестве, он проносит по всей своей уже взрослой жизни.

Дети, с которыми мало общаются родители и другие члены семьи, растут замкнутыми, недружелюбными. Им самим потом становится трудно найти общий язык со сверстниками и взрослыми, их развитие замедляется.

Проходит время. И ребёнку уже пора идти в школу. Вот тут уже и становится всё более заметно. Выясняется, что он очень отстаёт в психологическом развитии.

Иногда, не понимая истинной причины, родители начинают обвинять в этом собственное дитя. А отстаёт он не из-за того, что таким уродился, или у него какая - то патология, а просто ему мало уделяли внимания, понимания, редко общались, не хватало безусловной любви. Не находили времени на своё дорогое чадо.

Очень хорошо, если вовремя заметили, обратились к специалистам, стали заниматься и ребёнок подтянулся, догнал и даже перегнал своих сверстников.

Конечно, некоторые родители замечают и свои ошибки, признают их и понимаю, как их исправить. Ведь в крепкой семье всегда царят: гармония, взаимопонимание и сотрудничество.

Но, к сожалению, часто можно встретить семью, в которой родители во всём обвиняют малыша. Вследствие этого, ребёнок ещё больше замыкается в себе, чувствует себя виноватым, недостойным любви своих родителей.

В итоге, проходят годы, и из малыша вырастает не саморазвивающаяся, свободная, гармоничная личность, а человек с заниженной самооценкой, обострённым чувством вины, психологически неполноценный. А ведь это наше будущее!

Жизнь идёт. И родители начинают переживать, что судьба их детей не удалась, искренне не понимая, что причина теперешних невзгод таится в далёком грудничковом периоде, когда было некогда и не успевали, да и зачем, ведь мал ещё.

Порой, не придавая значения мелочам, мы упускаем в жизни самое главное!
 



Песочная терапия

Вспомните, любили ли Вы в детстве играть с песком? Наблюдать, как меняется его текстура? А как интересно песчинки изчезали и просачивались сквозь пальцы? И какие из него получались превосходные, иногда фантастические фигуры?

Не взирая на то, что в прошлом веке такую работу использовали только  с детьми, сегодня направление песочной терапии эффективно влияет, как на детей, так и на взрослых.

Этот метод в наши дни является признанным и востребованным, получившим широкую известность. 

Основоположником является швейцарский детский психотерапевт Дора Калфф. Являясь ученицей К. Юнга, она соединила технику Маргарет Ловенфельд, которая использовала ящик с песком, водой и фигурками в своей работе с детьми, с юнгианским психоаналитическим направлением. Так появилась "песочная терапия".

Этот способ помогает устанавить контакт со своим внутренним миром и с самим собой, при помощи творческого самовыражения. Во время работы с песком происходит процесс высвобождения заблокированной энергии, активизируются врождённые свойства самоисцеления организма.

Это возможность проработать психотравмирующую ситуацию из прошлого опыта, прикоснуться к своим глубинным процессам, прожить неосознаваемые чувства, негативные эмоции, снять внутреннее напряжение, например. 

Песочная терапия способствует творческому росту и личностному развитию, меняет отношение к себе, своей жизни, значимым людям в ней.

Помогает людям во время переживания острых жизненных трудностей, стрессовых ситуаций, из которых, кажется, нет выхода. 

При ощущении неуверенности в себе, внутреннем или внешнем конфликте, при неумении отказывать или принимать решения. А также при психосоматическом расстройстве.

В своей работе со взрослыми клиентами и детьми, я часто использую этот метод и считаю его уникальным! 

В моём кабинете клиента всегда ждут: спокойная, комфортная и доверительная обстановка, песочницы с песком, водой и множество миниатюрных фигурок. 

Само по себе создаётся ощущение безопасности. Здесь можно творить! Создавая в песке свой фантастический мир, и одновременно самовыражаясь и исцеляясь.

Эти моменты всегда волнительны и трепетны. 

Множество раз в своём терапевтическом молчании, понимании и поддержке клиента, я наблюдала за тем, как происходят изменения. 

Они начинают происходить как в «картине мира» на песке, так и в жизни самого клиента. На моих глазах у человека рождается осознавание, растёт самооценка, появляется уверенность в себе. 

Клиент учится принимать себя и других, становится более ответственным, умеющим полагаться на себя в принятии решений.

Эта техника влияет на положительные результаты, дающие неограниченные возможности в исцелении, личностном росте и самореализации.

Из своего опыта работы как с детьми, так и со взрослыми я поняла, что в психотерапевтическом процессе метод песочной терапии оригинален и действенен!

При помощи  метода песочной терапии, человек сам творит свою жизнь, украшая этот миг яркими фигурками на песке!




Расставание подобно смерти

Много разных людей встречает на своём пути психолог. Кто-то из них становится клиентом, проходит свою терапию, находит свои ответы и идёт дальше. Но все, без исключения, оставляют свой след в памяти. Вспоминая процесс этой многогранной работы, не перестаёшь удивляться, как всё взаимосвязано в человеческой жизни. Как много сокрыто в наших душах, и как важно понимать и осознавать себя.

Случай из практики. Публикуется с согласия клиентки.

В один из тёплых весенних дней, в мой кабинет вошла изящная женщина. Она была в шубе, что меня немного удивило, так как на улице было тепло. Она о чём-то задумалась, была как бы погружена в себя. Сняла шубу, словно раздумывая снимать ли её вообще. Прошла к дивану, села. Глаза, как будто застывшие смотрели  на картину на стене напротив. Но, было ощущение, что она её не видит. Как впрочем, не видит и меня. 

Я не стала её торопить, а наблюдала за ней. Она выглядела очень уставшей. Покрасневшие глаза, бледное лицо, осунувшиеся черты, говорили о недосыпании. Через некоторое время она словно встрепенулась, перевела взгляд на меня и заговорила.

Она не понимает, что с ней происходит. У неё в жизни всё хорошо. Она довольна своей карьерой, занимает руководящую должность, хорошо зарабатывает. Есть родные, друзья.  Свой дом, машина. Ну, всё хорошо, но...

Она перестала чему-либо радоваться. Жизнь вдруг стала серой. Общаться с родственниками и друзьями не хочется. Ночью мучает бессонница, а утром нет сил встать с кровати. Но нужно, надо же идти на работу. Всё, что она делает, только с усилием воли. Заставляет себя жить.

Неожиданно поняла, что уже не справляется сама. Нужна помощь, чтобы стать такой же энергичной и жизнерадостной, как раньше.

Так начался наш многочасовой путь совместной работы. В ходе терапии, не сразу, но выяснилось, что женщина рассталась с мужем два года назад. Раньше она об это не говорила, считала, что уже всё забыто и времени много прошло, а время лечит. И никакое отношение это расставание не имеет к нынешнему её состоянию.

Я прислушалась к тому, что она говорит. Меня заинтересовало то, что она использует в речи «расставание», а не «развод». Я спросила её об этом. Оказалось, что они официально не разведены.

Познакомились рано, в университете, сразу вспыхнули сильные чувства, решили пожениться. Прожили вместе 10 лет.

Отношения складывались по-разному, то любовь, то ссоры, то обиды. Подолгу могли не разговаривать друг с другом, а потом мирились и всё хорошо вроде.

Однажды, поссорились, как всегда обиделись друг на друга, перестали разговаривать.

В тот день, возвращаясь с работы, она обдумывала план примирения и даже не сразу обратила внимание, что окна в доме темны. Обычно, в это время муж уже был дома.

Она вспоминала, как что-то ёкнуло тогда внутри. Но, отогнав от себя вдруг появившуюся тревогу, она прошла в дом. Подумала, может задержали на работе, может в пробке застрял. Прошла на кухню и стала заниматься ужином.

Но, прошёл час, муж не появлялся. Она стала звонить. Он не отвечал. Она забеспокоилась. Ещё через час он написал, что  не придёт, ему надо побыть одному.

Заволновавшись, она прошла к шкафу, открыла, части вещей не было. На душе было тревожно и страшно, хотелось плакать.

Но, она успокоила себя решив, что может быть так и лучше, им надо всё обдумать. Завтра он придёт, они поговорят, помирятся и начнут новую жизнь.

Весь следующий день она была в ожидании звонка или сообщения от него. Но, он молчал. А когда звонила она, ответа не было. Она надеялась, что приехав с работы, застанет мужа дома, но нет.

Прошла неделя. Она ждала и надеялась, что он вернётся и они снова будут вместе.

И, однажды, возвратившись с работы, она увидела на столе записку «Не жди. Я не вернусь. Мы не можем быть вместе».

Ей стало нехорошо. Она почувствовала досаду и сильную обиду. Как он мог так с ней поступить? После всего, что было хорошего между ними. Любви, заботы, столько вместе прожитых лет?! Он что ушёл, ушёл навсегда, он что бросил? Как он мог меня бросить?!

И вместе с тем, она не верила, нет, так не может быть. Он меня разыгрывает, пугает, хочет проучить. Он вернётся. Обида и надежда, как будто смешались внутри. Всё смешалось. Она не могла ни о чём больше думать.

Но, он не пришёл, на звонки не отвечал. Через какое-то время прислал сообщение, что точно решил расстаться, так будет лучше для обоих. Не жди!

Всю ночь она не спала. Сидела, ничего не чувствуя, ни о чём не думая. Она замерла.
          

Утром, она наконец-то поняла, что с ней случилось. От этого понимания стало ещё больнее. Он не придёт, они уже никогда не будут вместе, их отношения закончились. Хотелось рыдать, кричать, бить посуду. Но…. «Она ни так воспитана». «Так вести себя некрасиво». И уже пора собираться на работу. Она же руководитель и " всегда должна быть в форме, она же пример".

Когда клиентка ушла, я стала осмысливать нашу сессию. И где-то внутри себя услышала слова из песни «расставанье - маленькая смерть», фраза словно кружила в моей голове.

Меня это заинтересовало и я задумалась о ней.  Стала сравнивать смерть и расставание. Что общего? А общее - это горе!

Я вспомнила 5 фаз проживания горя. Моя клиентка застыла на 3 фазе. Она не прожила агрессию.

Ну что ж, предстояла длительная работа по проживанию агрессии, печали, грусти. Работа с интроектами, как механизмами сопротивления. Экологическое завершение отношений и, наконец, построение новой картины мира.




Инстаграм психолога
Дипломы и сертификаты
                                   
𐄂